(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)
Слово флешмоб (flash mob) переводится как "вспышка толпы". По мановению невидимой волшебной палочки неведомого дирижера множество людей одновременно начинают... маяться дурью. Но вспышка на то и вспышка: щелк, и вот уже нет организованной толпы. Все разбрелись по своим делам, зато вспышка осталась в истории, и еще долго может быть предметом обсуждений. Флешмобы стали возможны только в последнее время, с развитием интернета, поскольку ни одно другое средство связи не позволяет множеству совершенно ничем не связанных людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то, заранее согласованное действие.
Договоримся и сверим часы!
Через интернет между участниками распространяется сценарий того, что, где, и когда надо сделать, и каждый волен как выполнить эту инструкцию, так и проигнорировать ее. Теоретиком флешмоба принято считать социолога Говарда Рейнголда, выпустившего в 2002 году книгу "Умная толпа: следующая социальная революция". Рейнголд исследовал возможностей людей, объединенных современными средствами связи. "Умные толпы, – пишет он, – появляются, когда средства связи и компьютерные технологии позволяют талантам скооперироваться. Организаторы демонстраций против ВТО в 1999 году использовали динамично обновляющиеся веб-сайты, мобильные телефоны... Филиппинцы свергли президента Эстраду, выйдя на демонстрацию, которую организовали посредством телефонных сообщений. Технология сделала общество невероятно мобильным. Мгновенная толпа может возникнуть и исчезнуть где и когда угодно – для этого нужны примитивные технические средства...".
Взяв эту мысль (за исключением политики) на вооружение, некий Роб Занзуэта из Сан-Франциско создал сайт, на котором выложил сценарии безобидных эпатажных акций, и уже через месяц с его подачи дурачились вся Америка и Европа. Недавно в Лондоне прошел самый крупный флэшмоб в истории Великобритании. Более 4 тысяч человек заполнили вокзал Victoria и начали танцевать под музыку из плейеров. Спешащие домой после рабочего дня жителей пригородов в течение двух часов не могли попасть на поезд.
Флешмобы входят в моду
До нас это явление докатилось вполне оперативно. Первый в истории российский флешмоб состоялся 16 августа 2003 года в ГУМе. В центре зала у фонтана, ровно в 19:33, толпа людей внезапно начала ходить по кругу, а затем аплодировать. Правда, эта акция прошла незамеченной, зато следующие наделали много шума: в Петербурге на Московском вокзале люди с шариками встречали легендарную Таню Лаврухину, а в Москве на Ленинградском вокзале ожидали персону, обозначенную на табличках шифром NzR178qWe. А чего стоило противостояние Сереги Нагатинскому загсу!
Очень быстро вирус флешмоббинга перекинулся на другие города и страны СНГ. В Торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки. В Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву, держа в руках плакаты с надписью "Козьма, останься!" В Одессе люди в черном возложили цветы к пластиковому клоуну «Макдональдса». В общем, флешмоб начал свое победоносное шествие и по одной пятой части суши.
Существует крайне мало городов, где не проводились акции мобберов. По мере развития флешмоба стали появляться сценарии, не соответствующие его правилам. Так родились арт-мобы и полит-мобы, экстрим-мобы и фан-мобы, всякие фаршинги и монстрации.
В общем, стоит лишь задаться целью «мы этому миру дружно покажем!» - как полет фантазии уже ничем не остановишь. Флешмоб может организовать каждый. Для этого достаточно придумать хороший, интересный сценарий и разместить его на любом сайте, посвященном флешмобу. Таковых немало; как по целым странам, так и по отдельным городам.
Не существует единого мнения по поводу того, каковы цели проведения флешмобов. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов: развлечение; нарушение обыденного хода жизни; произведение впечатления на окружающих; ощущение причастности к общему делу; самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»); попытка получить острые ощущения; получить эффект, как от групповой психологии; почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения.