Kenny Zhyv
академик

ЭКСПОНАТ

№ 012467
53
106910

Пост мортем

Великобритания — уверенная соперница Японии в деле производства визуальных странностей. Не иначе, сказывается легкая островная аутичность. Но если Япония стала фабрикой мемов сравнительно недавно, практически на памяти одного интернет-поколения, то Британия включила свой генератор-удивлятор очень давно, задолго до появления электронных медиа. Самым экзотичным винтажным изделием чудачки Британии можно признать post mortem — удивительный фотожанр посмертной фотографии, появившиеся в XIX веке, а во времена Интернета переживающий новый всплеск популярности. Суть проста до мурашек — в жанре post mortem умерший человек должен максимально походить на живого. Вот такой щекочущий нервы визуальный аттракцион. А в Англии викторианских времен это — привычная часть быта. Внимание! Автор настоятельно НЕ РЕКОМЕНДУЕТ этот экспонат чувствительным людям, молодым и будущим матерям и вообще всем впечатлительным натурам.

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.)

Ну как живой!

Post mortem — выдержанное, настоявшееся «лакомство» для изготовителей крипи-пасты, для поклонников гото-эмо-эстетики и просто для любителей странного и страшного.



Жанр post mortem — фактически ровесник самого фотоискусства. Из-за несовершенства первых фотоаппаратов труп в буквальном смысле выглядел более желанной натурой для фотографа, нежели живой человек: архаичная долгая выдержка требовала ну о-о-очень долгой неподвижности, и все равно не позволяла четко запечатлеть живое и трепетное тело. Дыхание, движение век и прядей волос – все давало докучливую «шевелёнку» — смазанные, расплывчатые контуры. Мертвецы же были идеальными натурщиками. А первыми заказчиками первых фотоателье были, соответственно, скорбящие родственники.

В массиве фотографий post mortem самая большая доля принадлежит детским портретам. Более того, среди всех детских фотографий 1850-70-х годов посмертных фото — большинство.



Сия печальная логика была проста: в детской комнате викторианского дома смерть была частой гостей, заходила туда на правах докучливой тётушки. Скарлатина, звавшаяся тогда детской чумой, выкашивала целые пансионы, да и банальные по нынешним понятиям грипп или аппендицит исправно собирали урожай детских гробиков. Зачастую и младенцев, и малышей постарше просто не успевали сфотографировать при жизни. Фотосеанс был дорогим удовольствием, на него копили, как на «крайний случай». Смерть ребенка нередко и становилась тем самым крайним случаем.

Умершего ребенка празднично наряжали, укладывали в кроватку или усаживали в непринужденную позу, окружали любимыми игрушками.


Для максимальной живости композиции фотографы часто использовали специальный штатив, удерживающий тело в вертикальном положении. Этим же штативом пользовались тогдашние оформители первых лондонских универмагов, помогая тяжеленным старинным манекенам в их нелегком (во всех смыслах) труде. Общность инвентаря тогда никого не травмировала — очень ценилось внешнее благолепие.



На многих фото только этот отчетливо видимый штатив выдает печальный статус натурщиков.



Мастерство фотографа состояло в том, чтобы герой снимка получился максимально живым. И на лучших образцах жанра так и получается — дети выглядят либо безмятежно спящими, либо задремавшими за игрой.


Чтобы создать иллюзию жизни фотографы шли на множество ухищрений — кадрировали изображение лежащих тел вертикально, одевали персонажей в уличную одежду, рисовали глаза на закрытых веках.

Малыш на лошадке мертв. Глаза нарисованы ретушью.



Этого мальчика в джентльменском костюмчике никто не примет за живого даже издали. Но фотограф старался, сменив мертвую горизонталь на «как бы живую» вертикаль.



Как и здесь.



И здесь. Где зыбкую иллюзию жизни поддерживает уличная одежда ребенка и руки, засунутые в карманы пальто.

Некоторые из «оживленных» фото обдают холодной жутью. Например, жила-была милая маленькая девочка. Любила папу-маму и своего котэ. Девочка умерла от скарлатины. И фотограф как смог «оживил» ее изнуренное болезнью тельце. И добавил в кадр живого котика. Получилось вот ЭТО.



Готы нервно курят в тамбуре...

Жанр пост мортем захватил не только Британию, но и культурно связанную с ней восточную часть США – так называемую «Новую Англию».

Папа, мама, я — мёртвая семья

По мере развития фототехники post mortem стал пополняться композиционными приемами. В 1870-90-х вошли в моду совместные фотографии покойных и их скорбящих родственников.




«Сеанс post mortem для двух сестер» — инсталляция в Музее мировой погребальной культуры (Новосибирск).

Особенно много сохранилось фотографий родителей с умершими детьми. Кстати, по канонам викторианской эстетики родным не полагалось выглядеть очень уж печальными. Потому на многих фотографиях мамы и папы умерших детей вымученно улыбаются.

 



А на других горе и смятение все же прорывает викторианскую маску.

Еще более жутко выглядят детские групповые фотографии. К слову, инициатором такой фотосессии часто выступали сами дети, желающие сохранить память об умершем брате или сестричке.




Мертв мальчик. Кстати, «угадать, кто здесь неживой» довольно легко по темному цвету рук.



А эта девочка явно не в восторге от фотосессии с мертвым братиком.

Наконец, самой фантасмагорической разновидностью post mortem были фото, где мертво несколько натурщиков. Эпидемии и утечки осветительного газа в викторианских домах делали такой сюжет вполне заурядным.



Мертвы и девочка, и её папа.



Жив только малыш с игрушечным корабликом — младший в семье. Мертвы оба близнеца.



Жива лишь одна сестра из трех. Да, это не Чехов.

Популярность post mortem пошла на спад к 1920-м, когда викторианская культура умерла окончательно. Впрочем, этот жанр дал всходы и в российской провинции 1930-50-х.



Правда, отечественные фотографы жизнь не имитировали, а фиксировали все как есть.



Хотя, на некоторых советских надгробиях встречаются «парадные» фото явно посмертного вида. В России самой большой коллекцией посмертных фотографий обладает действующий в Новосибирске Музей мировой погребальной культуры, известный готичной публике под более «попсовым» именем «Музей Смерти». Там, кстати, можно за умеренную плату поучаствовать в кукольном, а ля Ишибаши сеансе post mortem.

Рефлексии

В 1970-х протестантско-нордический ум вновь явил свой особый взгляд на дуэт живого и неживого: датская фирма Hindsgaul, производящая витринные манекены, рассылала по студиям торгового дизайна и архитектурным бюро стильные сюжетные фотографии, где их продукция непринужденно взаимодействовала с живыми людьми. Порой угадать пропорцию живой и мертвой натуры было непросто. Получалась как бы кокетливая, диетическая версия post mortem — композиции, в которой часть натурной группы не то что бы мертва (ну не может же умереть то, что вообще не рождалось) но и не жива в принципе.



Крипи-паста вдохнула в пост мортем новую жизнь (как ни гротескно это звучит). Многие фотографии викторианских времен «мемизировались», разошлись на демотиваторы.



В России жуткой и довольно хамской рефлексией этого жанра был вал фотожаб из посмертных фотографий Владимира Турчинского. Их было много, вот для примера одна, наименее неприятная.

   
По правде говоря, получилось и не смешно, и неоправданно жестоко по отношению к этому обаятельному человеку. Большую часть фотожаб со временем потерли, но некоторые сохранились в анналах сети, желающие могут поискать.


Тэги:викторианская эстетика, дети, мертвецы, смерть, фотография
Опубликовал:академик Kenny Zhyv 14 июня 2012

Рейтинг экспоната:

ОБСУЖДЕНИЕ ЭКСПОНАТА


академик Дядя Вонь 14 июня 2012 20:03
Кенни, шйорд пабйери, меняйте работу... или может оказаться поздно.

2


академик Дядя Вонь 14 июня 2012 20:10
Или уже? В морг переводчиком? А с кем там разговаривать? А это я сейчас сам с собой разговариваю? Оооой....

2


доцент Baltazarus 14 июня 2012 20:32
свеженькое...простите за неуместный каламбур
вообще меня всегда пугали фото мертвых детей,точнее то,что Я видел за ними-страдания родителей,родственников и сожаление о так и не выросшем маленьком человечке

7


академик yTu IIyTu 14 июня 2012 20:34
Сначала прочитал в описании, что на фото живые люди изображают мертвых. Со спокойной душой стал пересматривать фотографии. Потом перечитал описание и понял, что на самом деле. Это и ужасно и завораживающе. А девочка, любившая котэ - это нечто. Кажется, что она вот-вот вылезет из монитора.

4


академик Kenny Zhyv 14 июня 2012 21:11
академик Дядя Вонь, кем же мне пойти работать? Куда меня возьмут такого готишного? :)

1


аспирант Goatse 14 июня 2012 21:22
А чего тут криповатого-то? Спокойно "спящие" дети, все пристойно. Хотите настоящие страшноватые фото мертвых детей? Поищите фото Бхопальской катастрофы.

-1


академик Kenny Zhyv 14 июня 2012 21:34
академик yTu IIyTu, я читал, что глаза у девочки с котэ сделаны в старинной технике "постпринт" - тогдашний викторианский "фотошоп". То есть, на фото девочки с закрытыми глазами, отпечатанное на стекле, наклеены "дежурные" глаза от другой фотки. И все это переснято суммарно на специальном станке. Оттого, что глаза нарочито круглые и приклеены грубо-фронтально, девочка и получилась такой жуткой.

3


академик valerie 14 июня 2012 21:59
Kenny, вы знаете, как я вас уважаю. Даже академик Онотолле говорит, что Kenny - это голова. Но тут я пас. Как-то не для интернета это вообще. Похоронить вместе с викторианскими детками и забыть. ИМХО, простите.

1


академик Миша Фокин 14 июня 2012 22:08
А мне нравиццо. Ну не то чтобы нравиццо в обычном смысле, а как то штырит. Страшненько. Но всяко терпимее чем пластинация. Девочка с котиком - это ахтунг запредельный. а некоторые фотки вообще не воспринимаются как "готика", если не уточнение. Мальчик на лошатко вообще выглядит как живой. Моего брателлу когда фотали в том же возрасте, трясли каким-то Зелибобой тряпочным, чтоб он в камеру смотрел и не сикатился. Так у брателлы точно такое же выражение было - удивленное.

3


академик Миша Фокин 14 июня 2012 22:12
абитуриент Goatse, тут фишка не в том, что дети мертвые. Специально смотреть на мертвых детей это на любителя. тут фишка в том, что англицкие фотографы как бы пытаются смерть обмануть. Такой альтернативный мир делают. и еще это часть истории фотоискусства. Бхопальские дети - это не искусства, а просто документальные съемки. С тем же успехом можно полицейские фотки трупов смотреть.

3


академик kerlypusika 14 июня 2012 22:14
Kenny, так получилось, что ваш экспонат я смотрю на ночь. Спасибо заранее за прекрасные сны, но я все равно поставлю вам пятерочку.

2


академик Миша Фокин 14 июня 2012 22:15
Кстати, а как тетка в музее в "постмортеме" фотографируется если фотограф тоже явно манекен? Там автоматика в фотоаппарате?

1


академик Миша Фокин 14 июня 2012 22:16
академик kerlypusika, я тоже поставил пятерко. Но аффтар сделал мне обосраццо. Признаюсь.

3


академик Kenny Zhyv 14 июня 2012 22:24
>профессор Миша Фокин: Да, фотограф - манекен естессно. И фотоаппарат у него статичный. В смысле, обычный старинный аппарат, там нет автоматики. Он "как будто" Там снимаются не с позиции, где фотограф, а со стороны где пол инсталляции кончается. Кста, фотки на стене за диваном где девушки - все post mortem. Там и детские, и взрослые. Музей смерти вообще очень оооочень сюрный, в России такого больше нет, да и в СНГ тоже. Я бы и про него забахал образец - он в блогосфере популярный. Но Дядя Вонь будет негодовать. :)

3


доцент ЯблокоКот 14 июня 2012 23:15
...сетевой фольклор...ох, дядя Кении,отожгли Вы сумрачно!...
...плюсую пять,браво,пешы исчо,как говорят...

2


профессор JAM1E 14 июня 2012 23:21
Больше всего впечатлило фото живого отца с мертвым сыном. Я бы не смог позировать перед фотоаппаратом, держа на руках труп своего ребенка.

3


академик Kenny Zhyv 14 июня 2012 23:27
Это старая Англия. Тогда сюжетная пропорция смерти и жизни была другой. Кстати, по лицу отца видно, что позирование и ему дается нелегко.

3


академик Kenny Zhyv 14 июня 2012 23:32
ps to профессор JAM1E: возможно, этого ребенка вообще до того не фотографировали. И для его отца такая фотография - единственный, хоть и иллюзорный шанс говорить себе "Он со мной! Мы вместе!". Люди тогда были не черствее нынешних, а наивнее - больше верили в магию фотографии. Вероятнее всего, отцом малыша правила именно эта эмоциональная иллюзия.

4


академик Миша Фокин 15 июня 2012 05:30
Sorry, а кто этот мужик слева с краю на жабе с Артемием Татьяновичем? Всех покойнегоф узнал, кроме этого. хокейная фотка с чирлидерами тоже доставляет не меньше чем старинные. хотя и не страшная кагбэ.

1


академик zhertva_d 15 июня 2012 05:51
Причем тут эмо-стилистика? Ужас.

-1


академик Палеонтолог 15 июня 2012 12:35
Впервые по-настоящему заинтересовался этим явлением после фильма "Другие", люблю я такое. Я не позёр и не яростный поклонник смертельной атрибутики, но эта странная, пугающая эстетика притягивает меня на протяжении всей жизни. Спасибо за материал, нашёл для себя парочку ранее невиданных фотографий.

6


академик Kenny Zhyv 15 июня 2012 13:36
> профессор Палеонтолог +100500! Будете смеяццо, но про фильм "Другие" с Николь Кидман я сам вспомнил только сегодня. Я его видел, но забыл. А экспонат рождался так: пошел я в Музей смерти, поглядел фотоколлекцию, офигел, потом полез в Инет за подробностями и повтрно офигел от того, как там про это много написано и выложено.

3


академик Kenny Zhyv 15 июня 2012 13:43
2 профессор Миша Фокин: Я сам не знаю, кто этот лупоглазый мужик на фотожабе. Тучинского там два - один сам собой, другой с головой Тёмы. Трахтенберг, Джексон - тоже все понятно. А кто лупоглазег - я тоже пас.
:( Кстати, на хоккейной фотке живых по-моему вообще всего трое из десяти человек. Остальные плацмасо. Ну, мне так кажется. Например, люди за бортиком катка тоже какие-то подозрительные.

2


профессор condom4ik 15 июня 2012 15:49
O_ooooooooooooo

1


профессор dvm 15 июня 2012 16:16
Блин, я не считал себя впечатлительным человеком, а тем паче - будущей матерью, но кирпичную кучку в процессе отложил...

6


профессор volos_86 15 июня 2012 16:22
это тупо жесть.....

-1


академик Пятница 16 июня 2012 00:45
Бывают же в природе отцы, способные на человеческие чувства.
Иногда хочется сказать спасио медицине за шанс выжить в детстве.
Каково же было братьям и сестрам потом, вот вопрос. Не кирпичились ли они по ночам потом.

5


академик Палеонтолог 16 июня 2012 01:14
Академик Пятница, ну а что, фильмов ужасов не было, особо криповатые готические романы дети в приличных семьях вряд ли в столь юном возрасте читали, так что и отношение к смерти у них, думаю, было поспокойнее. Как к чему-то само собой разумеющемуся, почти обыденному. У них же как - вчера игрался с Робертом из семейства Гамильтонов в песочнице, а сегодня уже хоронят его. Смерть тут и там.

3


профессор JAM1E 16 июня 2012 01:45
Профессор Миша Фокин, если не ошибаюсь, это Вовчик Шкет - карлик, подавившийся мацой в 2009, в последние годы вел на НТВ "Ты не поверишь!" (а еще был в свое время соведущим "Секс с Анфисой Чеховой, лол)

4


академик плохой нуклеофил 16 июня 2012 08:58
Очень познавательный материал. И фотка с котиком не просто обдаёт холодной жутью, а заставляет слегка усомниться в том, что живые намного страшнее мёртвых.

5


академик Kenny Zhyv 16 июня 2012 10:45
профессор Палеонтолог, точно так и было. Был даже особый церемониал для детских похорон, на детей же рассчитанный. То есть, друзей, кузенов, приятелей маленького покойника приглашали к нему домой, угощали какао и печеньками, устраивали нешумные игры (sic!), чтения книжек, которые любил усопший, раздачу игрушек. Больше всего это походило (да-да!) именно на детский день рождения, каким его показывают в фильмах про западный средний класс. С той разницей, что герой торжества тише всех. И клоуна с фокусами не пригласили. А так все было очень похоже. Средний английский ребенок годам к шести успевал посетить по 10-15 таких церемоний. И светский ритм его так и выглядел: "5 мая - идем в зоопарк вместе с сестренкой Кэти и кузеном Томми. 12 августа - фотографируемся с кузеном Томми. 13 августа - похороны кузена Томми. 20 октября - фотографируемся с сестеренкой Кэти. 21 октября - хороним сестренку Кэти. 18 декабря - у меня родилась новая сестренка Мэри. Ее мы еще не фотали - все потратили на Томми и Кэти".

3


академик valerie 16 июня 2012 11:31
ну, положим, комментарии автора и проф. Миши несколько прояснили жуткую муть, которой веет от экспоната. Но все же, Kenny, "Ганнибал" - Музей пыток, точнее, передвижная выставка. Опять параллели намечаются.

1


академик Kenny Zhyv 16 июня 2012 11:59
Не знаю, не читал, по диагонали глянул. Не люблю этот цикл за низкую художественность. После "литовской девочки Миши" к книгам о Ганнибале невозможно относится всерьез. Жалко даже времени на это чтиво. А уж на "задумывание" над ним вдвойне жалко мозга.

2


аспирант Торбаган 16 июня 2012 12:20
Интересно, конечно, но мне не страшно. Совсем. Что я делаю не так?

2


академик плохой нуклеофил 16 июня 2012 13:05
А отчего должно быть страшно? Мёртвые - они ведь спокойные и безобидные. До тех, по крайней мере, пор безобидные, пока не начнут отравлять собой источники питьевой воды.

5


академик mado 16 июня 2012 13:45
я первый раз об этом узнала в фильме "Другие"

2


академик Kenny Zhyv 16 июня 2012 14:18
Я его как раз вчера в торрентах нашел. Пересмотрел. Мурашистый фильм. Там полно жутких деталей. Например, есть еще один потаенный привет от режиссера-испанца - история Юстаса и ПастОра - двух маленьких испанских святых. Два братка. Одному было 7, другому 5. Они пошли к римскому наместнику Иберии (сами!), чтобы попросить его не притеснять христиан. И, прося, так его взбесили, что он приказал казнить малышей. Даже палач офигел от такого поручения - он никогда не казнил столь маленьких детей и даже замахиваться мечом на столь низкую высоту не умел. Пришлось поставить малышей коленками на большой плоский камень, чтоб палач мог нормально прицелится. С тех пор камень демонстрируется в родном городке Юстатса и Пастора (под Мадридом), а их портретики и статуэтки есть почти в каждом детском саду, в каждой начальной школе. И, кстати, многих испанских детей это мурашит сильно. Многих это торкает надолго.

5


академик Пятница 17 июня 2012 22:26
Попадалась мне как-то книгао традициях древних людей, славян и римлян, расчленять маленьких деток и закапывать по периметру будущего города или дома. Боюсь я этих взрослых.

3


профессор Рёфуко-тян 17 июня 2012 23:05
А на третьей фотке есть Шинку из Rozen maiden :)

2


профессор minus 18 июня 2012 00:48
Завораживает

3


академик Онотолле 18 июня 2012 06:43
Во первых-эта пять1111
Я бы поставил больше, но нэ можу11
Жуткая эстетика заворожила меня. Мне страшно и интересно.Страшно интересно.То самое слово.
Мой шаблон порвался, парадигма бытия пошатался, господа я в ахуе, простите мой французский111

2


академик Онотолле 18 июня 2012 06:57
Буквально только сегодня я вернулся из одного веселого домика где проходил длительное лечение препаратами
и успокаивающими процедурами.Грядет ночь и мне опять страшно.О мои веселые тараканы(кстати Тарканы тоже ), приходите ко мне , будем пить чай, делать фотосессию в стиле сабжа и пересмотрим "байки из склепа". Ктулху фтагн, заседание продолжается, господа присяжные заседатели1111
( Начинает петь "Совэ нежные" на мотив государственного гимна,весело смеецца)

2


академик Онотолле 18 июня 2012 07:23
Кстати, Кенни, меня как поклонника и ценителя Вашего творчества, не побоюсь этого слова - гурмана, не может не радовать, чисто с эстетической стороны, такая глубокая модернизация ( куда там моей Родине с ийе производством111) так сказать Вашего творческого процесса.Но чисто с человеческой стороны я немного беспокоюсь за Вас - ибо вначале статичное плацмассо, далее сложное очарование Ишибаши, теперь пугающая эстетика викторианского моления смерти...
(Вещает вкрадчиво и задушевно, поправляет пенсне)
Не хотите ли поговорить со мной об этом друг мой? Йа так Вас понимаю111.

3


академик Kenny Zhyv 18 июня 2012 07:36
:) :) :) У меня сейчас в работе еще один навеянный образец. :) Он не менее шаблонопорывающий, там ужоснах сочетается с крайней мимимишностью.

3


академик Kenny Zhyv 18 июня 2012 07:40
Кстати, "Нежных сов" в исполнении Кобзона я бы послушал. Наверное, это было бы эпично! Кобзон - он такой некроэстетичный. И у него очень ишибашистый паричог.

3


академик Kenny Zhyv 18 июня 2012 07:43
профессор Рёфуко-тян, таки да! Шинку детектед. Только она зашифровалась благодаря отсутствию цвета.

2


академик Инесса Карантин 19 июня 2012 23:41
В каментах к кенниным статьям всегда так интересно! :)

5


академик Миша Фокин 20 июня 2012 09:24
Аларм! Аларм! На фотко со шведскими хоккеистами детектед мускулистый пушкен. :0 :0 он притаилсо среди зрителей за бортиком. одет в черную курточку, самый слева. я знаю, они сговорились. там где кенни, там и пушкен. где то и рядом шоколадный путен. если есть пушкен, то шокопутен всегда где-то рядом. он следит за нами. ааааа!!!! аааа!!!! мы все умрем!!!!!! они подкрались!!!!!! :о Я впанике! (голосом чешского крота: "Оёй! Помоц! Помоц!")

2


академик Kenny Zhyv 20 июня 2012 20:22
Не виноватый я! пушкен сам пришол! кстати, хоккеисты не шведские, а датские.

2


академик Миша Фокин 21 июня 2012 09:54
Швецкие, дацкие... это всё монопенисуально. :) они одинаковые. вихинги. :)

2


академик Kenny Zhyv 21 июня 2012 10:34
Бугага! :) Скажи это датчанам и шведам. мол, вы одинаковые и мне монопенисуально. Ага. :) А потом нужно еще успеть добежать до холодильника под сакурой. И чтоб там не было Инди. :)

0


академик mado 05 июля 2012 22:38
Почти на каждой фотографии у детей в глазах смерть, можно отличить кто живой а кто мертвый

1


профессор Пыхтелкин 02 марта 2013 01:38
Ну все. Пишу в завещании, что-бы мне сделали пост мортем перед захоронением!

1

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментариии.

ПРОПУСК НИИ МЕДВЕД

имя

пароль

войти



Rambler's Top100